![](ec04-0092-32_popup.jpg)
|
![](x-43a-engine-comparison.jpg)
Image above: Scramjet burns fuel in a stream of supersonic air compressed by the forward speed of the aircraft. Conventional jet engines draw in air and burn it with fuel so it expands in a combustion chamber. The hot air is then forced out the exhaust nozzle to produce thrust.
|
![](x-43a-mission-profile.jpg)
Image above: The X-43A and its booster will separate from the B-52 at 40,000 feet. It will ascend to 95,000 feet and release from the booster. The scramjet engine will then ignite and, following a free flight, it will land in the ocean.
|
NASA успешно испытало самый быстрый самолет в мире
Американское космическое агентство успешно испытало собственный экспериментальный сверхзвуковой самолет X-43A. Беспилотный аппарат длинной в 3,7 метра при помощи воздушно-реактивного двигателя (scramjet) развил скорость, в 7 раз превышающую скорость звука, почти 8 тысяч километров в час, сообщает ВВС.
Двигатели типа scramjet работают на водородном топливе, используя при этом кислород из окружающего воздуха, что позволяет им разгоняться до очень высоких оборотов. Специалисты надеются, что эта технология когда-нибудь позволит радикально сократить длительность пассажирских перелетов и существенно удешевит запуск космических аппаратов.
Система действует на сжигании топлива в потоке воздуха, сжимающегося за счет высокой линейной скорости аппарата, в отличие от обычного реактивного двигателя, в котором воздух сжимают лопасти пропеллера.
Однако scramjet начинает работать только при шести скоростях звука, а это значит, что до этого его нужно как следует разогнать. В случае с X-43A эту роль выполняет модифицированная ракета Pegasus, которая была выпущена из-под крыла стратегического бомбардировщика B-52.
Все, чего хотело добиться NASA субботним запуском над Тихим океаном, у побережья южной Калифорнии, - это отсутствие неприятных неожиданностей. Первая попытка испытатать X-43A в полете привела к уничтожению самолета в результате отказа пусковой системы.
На этот раз все прошло по плану, и 1300-килограммовый самолет отделился от ускорителя и набрал скорость при помощи двигателя scramjet. Правда пока этот двигатель в состоянии работать лишь 10 секунд.
После этого X-43A начал планирющий полет, совершил несколько аэродинамических маневров и через шесть минут упал в океан.
Это первое удачное испытание безракетного воздухозаборного двигателя scramjet на аппарате, двигающемся со сверхзвуковой скоростью.
VIDEO(ram)_)_RealPlayer_film-1: NASA - X43
VIDEO(ram))_RealPlayer_film-2: NASA - X43
VIDEO SLIDES_Quick _Time : NASA - X43
<<<Вернуться к странице с которой Вы пришли
|