CLICK HERE





НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУВИДЕО И ПОКАЗ СЛАЙДОВФОТОАЛЬБОМЫДАЙДЖЕСТТЕХНОЛОГИИОТКРЫТИЯ


SITE - WWW.DYNASTICCOSMO.NAROD.RU

NASA запустило исследовательский космический зонд
20.11.2004 | Газета.ru

Во Флориде с мыса Канаверал запушен исследовательский космический зонд Swift, оснащенный двумя телескопами и системой раннего оповещения о гамма-всплесках, с помощью которых ученые надеются получить новые данные об этом феномене. Swift был разработан NASA совместно с итальянскими и британскими специалистами. Стоимость проекта оценивается в $250 млн.

Сообщает Associated Press
19 11 2004
X-37>>
Отложен запуск аппарата Swift, изучающего "черные дыры"
18.11.2004  | Газета.ru

За несколько часов до запланированного времени специалисты NASA отложили запуск космического аппарата Swift, который должен был заниматься исследованием "черных дыр". Запуск отложен как минимум на двое суток в связи с неполадками в электронике ракеты-носителя Delta. Swift должен улавливать в космическом пространстве вспышки гамма-излучения, которые, как считают ученые, являются свидетельством образования "черных дыр". Кроме американцев в реализации этого проекта участвуют британцы и итальянцы. Сообщает Associated Press


17 11 2004
Космический парусник запустят с российской подлодки>>



Новый испытательный полёт X43 прошёл успешно>>
К 2020 году Китай отправит на орбиту сотню спутников
16.11.2004  | lenta.ru

Китай планирует запустить в космос более ста спутников до 2020 года, сообщает во вторник агентство Reuters со ссылкой на сообщение Центрального телевидения страны.

Планируется, что спутниковая сеть позволит вести наблюдение над всей территорией Китая. Спутники, по словам представителя Министерства науки и техники Шао Лициня (Shao Liqin), будут предназначаться для наблюдения за природными и сельскохозяйственными ресурсами, а также за развитием городов и "различной активностью населения".

Он добавил, что целью программы по запуску спутников является желание китайского правительства "получать необходимые данные в любое время и из любого места".

Развитие космической отрасли в стране идет довольно быстрыми темпами - правительство объявило исследование космоса приоритетным направлением научной деятельности. Ранее сообщалось, что в конце октября со стартовой площадки центра запуска спутников Ксичанг (Xichang) на юго-западе провинции Сычуань был запущен в космос метеорологический спутник "Фенгьюн" (The No. 2 Fengyun-C), который может контролировать сразу треть площади Земли.

В октябре прошлого года Китай отправил на орбиту первого космонавта, военного летчика Ян Ливея. Следующий пилотируемый космический полет на корабле "Шеньчжоу-6" ("Волшебная ладья") запланирован на 2005 год. Кроме этого, Китай через 3 года планирует отправить исследовательский зонд к Луне, а в перспективе, после 2017 года - осуществить высадку на Луну человека.


Еврозонд добрался до орбиты Луны

Европейская автоматическая станция "Смарт-1", запущенная к Луне в сентябре прошлого года, вышла на окололунную орбиту.

Это первый европейский космический аппарат, которому удалось выйти на орбиту естественного спутника Земли.

"Европа добралась до Луны - мы на лунной орбите", - сказал профессор Дэвид Саутвуд, научный директор Европейского космического агентства (ЕКА).

Для того, чтобы выйти на орбиту Луны, в понедельник на "Смарт-1" включился ионный двигатель.

Этот двигатель отбрасывает поток заряженных ионов, за счет чего "Смарт 1" движется вперед. Двигатель питается за счет солнечных батарей и поэтому называется "светоэлектрическим".

Такой двигатель не создает резкого ускорения как обычный ракетный, но в долгосрочной перспективе рассматривается как гораздо более эффективный.

Однако при коротких перелетах аппараты с ионными двигателями развивают не слишком высокую скорость.

Непрерывная работа двигателя в течение ближайших четырех дней должна привести к тому, что сила гравитации Луны начнет притягивать аппарат.

В результате "Смарт-1" будет приближаться к спутнику Земли по спирали - пока не достигнет поверхности Луны.

Проверка теорий

Ожидается, что аппарат сможет начать сбор научной информации в начале 2005 года. Ученые надеются, что это позволит проверить научные теории о происхождении и эволюции Луны.

Мы полагаем, что Луна - это "дочка" Земли, которая появилась [4,5 млрд. лет назад], когда планетарное тело размером с Марс столкнулось с Землей
Бернард Фоинг, ЕКА
Мы полагаем, что Луна - это "дочка" Земли, которая появилась [4,5 млрд. лет назад], когда планетарное тело размером с Марс столкнулось с Землей", - говорит представитель ЕКА Бернард Фоинг.

В результате, по его словам, от Земли откололись ее части верхнего слоя. Эти обломки вышли на орбиту Земли, в итоге образовав Луну.

С другой стороны, изучение Луны способно пролить свет на то, как раньше могла выглядеть Земля.

"Смарт-1" должен изучить самый большой кратер в Солнечной системе - огромную дыру на Луне.

"Заглянув" в этот кратер, можно будет провести анализ пород, которые находятся глубоко внутри спутника Земли.

Займется "Смарт-1" и поисками льда в глубоких кратерах Луны, а также возможных строительных материалов для будущей лунной базы.

Благодаря новым технологиям, "Смарт-1" был построен быстро и за сравнительно небольшие деньги - 110 млн. евро вместе с расходами на запуск.

Экономия средств была достигнута за счет миниатюризации - "Смарт-1" весит всего 367 кг, но вмещает суперсовременную аппаратуру.


Новый российский двигатель будет работать в космосе без топлива
15.11.2004  | lenta.ru

Российские специалисты разрабатывают небольшой двигатель, способный работать на земной орбите без топлива в течение нескольких лет. Об этом сообщил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов на интернет-брифинге. По его словам, двигатель будет работать на новых физических принципах. Перминов добавил, что пока речь идет только о лабораторных исследованиях.

Выступая на брифинге, глава Роскосмоса также сообщил, что российские предприниматели впервые начали вкладывать деньги в строительство стартового комплекса для ракеты-носителя "Зенит" на Байконуре. Этот комплекс позволит запускать двух- и трехступенчатые "Зениты". Перминов не исключил, что Роскосмос вновь рассмотрит вопрос об использовании таких ракет для запуска пилотируемых кораблей.

Говоря о сотрудничестве с Американским космическим агентством, Перминов сообщил, что Роскосмос получил официальное приглашение главы NASA принять участие в разработке лунной программы. Перминов также отметил, что ни одна страна без помощи других государств не сможет выполнить полет на Марс. Для реализации этого проекта глава Роскосмоса предложил построить на околоземной орбите своеобразный цех из одного-двух блоков и собирать марсианскую станцию в космосе. "Так гораздо дешевле, чем если сначала, как хотят американцы, высадиться на Луну, а уж оттуда стартовать дальше", - заявил Перминов.

На брифинге Перминов признал, что на сегодняшний день в российской космической отрасли нормально развивается только пилотируемая космонавтика. По его словам, существуют серьезные трудности с финансированием программы ГЛОНАСС, которая предусматривает создание глобальной навигационной системы, альтернативной американской GPS. Как сообщил Перминов, на сегодняшний день в рамках этой программы запущены только 11 спутников. Чтобы система полноценно работала на территории России, неодбходимо 18 спутников, а чтобы покрывала весь земной шар - 24 спутника.

Перминов также пожаловался на слабую программу научных исследований в космической сфере. "Хотелось бы, чтобы научная программа шла с приоритетом в сторону российской составляющей. А мы зачастую вынуждены "подстыковываться" к иностранным. Вот и получается, что 80 процентов результатов научной деятельности отдаются Европейскому космическому агентству, а 20 - нам", - заявил глава Роскосмоса.


Европейские ученые создадут на Луне деревню роботов
14.11.2004  | Росбалт

Ночью 15 ноября европейский экспериментальный космический корабль размером со стиральную машину Smart-1 после 13-месячного путешествия выйдет на орбиту Луны. 370-килограммовый корабль, оснащенный ионным двигателем, должен проверить теорию о том, что Луна сформировалась миллиарды лет назад из куска скалы, отделившегося от Земли после столкновения с объектом размером с Марс.

Две японских миссии могут достигнуть Луны в 2006 году, китайский и индийский космические корабли могут прибыть в 2007-м, США рассчитывает на 2008-й.

Тем временем европейские ученые думают о создании на лунной поверхности "деревни роботов" - места, где будет сконцентрирована различная техника. Возможно, такая деревня появится на горном хребте в районе лунного южного полюса, который освещается Солнцем практически круглый год. К тому же на полюсе имеется "очень удобная" температура - минус 20 градусов Цельсия, тогда как на лунном экваторе от минус 120 до минус 170 градусов.

Об этом сообщает Membrana.ru со ссылкой на Gurdian.


Метеоритный дождь


Источники в Главной астрономической обсерватории Российской Академии Наук сообщает о том , что мощнейший поток метеоритов можно будет наблюдать в ночном небе целую неделю - с 14 по 21 ноября. Пик звездопада придется на 17-е число. В течение часа могут упасть более 50-ти крошечных звездочек. Кроме того, по мнению астрономов, в этот период метеоритные частицы установят абсолютный рекорд скорости.

Этот звездный дождь называется "леониды" - от названия созвездия Льва. Астрономы говорят, что наблюдать звездный дождь может помешать только погода.

Подобное явление наблдается в это время каждый год.
Бушующие несколько дней магнитные бури добрались до МКС
12.11.2004 22:19  | Первый канал
Бушующие несколько дней магнитные бури добрались до МКС
Под их воздействием станция, как сегодня сказали в ЦУПе, - "упала" сразу на 7 километров. Теперь специалисты думают, как выправить ее орбиту.

Ежедневное снижение станции под воздействием земного тяготения - порядка 200-т метров в сутки. В течение недели из-за сильной магнитной бури станция снижалась чуть быстрее - в среднем на 300 метров ежедневно.

В настоящее время магнитная буря пошла на убыль, поэтому снижение станции будет происходить в обычном темпе. Из всех землян космонавты меньше всего защищены, они ближе всех к Солнцу. Выносливые и тренированные люди, они порой тоже чувствуют влияние магнитных бурь.

В небольшом зале в Институте медико-биологических проблем - космический врачебный кабинет. Отсюда уже на протяжении многих лет специалисты ведут прием, один на один с каждым членом экипажа. В области изучения влияния солнечной активности и магнитных бурь на организм человека в институте накопили немало интересных данных.

В результате многолетних исследований выяснилось, что изменение магнитной обстановки больше воздействует на бактерии, чем на людей. Бактерии, что вызывают заболевания горла и желудочно-кишечные заболевания, становятся агрессивнее. В дни магнитных бурь, даже для крепких людей, вероятность заболеть возрастает. В экспериментах на разных организмах - бактериях, растениях и животных ученые установили общее - негативному влиянию магнитных бурь больше всего подвержены организмы, которые находятся в состоянии стресса.

Что касается нынешнего экипажа МКС, сегодня и накануне на ухудшение здоровья никто не жаловался. Наоборот, магнитная буря вызвала на Международной станции только положительные эмоции.

Фотогалерея ©Первый канал



Фобос медленно, но верно падает на Марс

12.11.2004 | Известия науки

Европейский исследовательский космический корабль Mars Express сделал подробнейший снимок самого большого спутника Красной планеты - Фобоса. Фотография снята с расстояния приблизительно 200 км от имеющей неправильную форму марсианской луны и изображает его сторону, видимую с Марса.

Изображение, полученное с аппарата Mars Express, имеет разрешение около 7 м на пиксель. Теперь форма, топография, цвета и отражающая способность различных участков этой луны так же, как и ее орбита - могут быть существенно уточнены.

Наиболее интригующей выглядит сеть борозд, покрывающих всю поверхность с регулярным интервалом. Пока неясно - образовалась ли она раньше других деталей рельефа (ударных кратеров) или наоборот - это свидетельство какого-то более позднего события. Ученые рассчитывают это выяснить.

Интересно также, что Фобос при съемке оказался на 5 км впереди предсказанной орбитальной позиции, что может свидетельствовать об ускорении орбитального движения. Фобос движется по так называемой "мертвой спирали", то есть его орбита постепенно приближает его к неизбежному столкновению с поверхностью планеты. Он также может разрушиться от приливных сил, образовав недолговечное кольцо.

Размером приблизительно 27 на 19 км, Фобос ("страх" в переводе с греческого) - наибольшая из двух лун, обращающихся вокруг Марса. Другой марсианский спутник - Деймос - в два раза меньше Фобоса, и его орбита дальше удалена от планеты.

Существуют разные теории о природе Фобоса. По одной из них, спутник считается попавшим на орбиту Марса астероидом. Видимо, луна состоит из кобальтового камня, похожего на черный углеродистый хондрит, из которого состоят астероиды. Однако некоторые исследователи считают убедительными свидетельства тому, что Фобос и Деймос на самом деле - побочные продукты разрушения большой луны, некогда вращавшейся вокруг Марса. Об этом сообщает ВВС и MEMBRANA.Ru.

Известия науки
НОВАЯ ВСПЫШКА НА СОЛНЦЕ
11.11.2004
Нажмите чтобы ПРОСМОТРЕТЬ ДАННЫЕ СОЛНЕЧНОГО МОНИТОРА
10 ноября 2004 г. в 02:13 UTC (05:13 мск) на поверхности Солнца зарегистрирована новая сверхмощная вспышка, сопровождавшаяся сильным протонным излучением. Ее силу специалисты оценили как Х2/3b. По прогнозам, сегодня уровень активности на поверхности нашего светила оценивается от умеренного к высокому. Вероятность повторения сверхмощных вспышек составляет 20 %.
- А.Ж.
novosti-kosmonavtiki.ru
На Марс полетит альтернатива шатлам
11.11.2004 17:01  | CNews.ru

Две американские компании - Boeing и Northrop Grumman ведут переговоры о создании команды разработчиков космического корабля, который сможет доставлять людей на Луну, Марс и другие планеты.

Космический корабль будет называться Crew Exploration Vehicle (CEV). О его создании объявил Джордж Буш в своей речи Moon to Mars, произнесенной в этом году. Вероятнее всего, модель корабля будет основана на модульном и капсульном дизайне, предложенном космическим агентством Apollo. В настоящий момент никаких соглашений между Boeing и Northrop еще не подписано. Конкретные проекты запуска экипажей на Марс, Луну и другие объекты Солнечной системы пока также не анонсируются. После строительства CEV будет тестироваться на орбите Земли, сообщила служба ВВС.


Астериод Виола навел тень на Землю
11.11.2004 12:56  | ВинТА
Астериод Виола навел тень на Землю

Сегодня ночью астрономы наблюдали необычное явление.

Астероид Виола на три секунды закрыл звезду Кси-2 четвертой звездной величины в созвездии Кита, и по Земле прошла его тень шириной в несколько десятков километров. Это явление можно было увидеть (разумеется, лишь при помощи телескопа), лишь в четырех городах на территории России и Украины . в Анжеро-Судженске, Таганроге, Бердянске и Волгограде.

Для обычного человека это явление практически незаметное, а вот астрономы получили возможность больше узнать об астероиде, его форме, размере, и периоде вращения.



Ученые создали опытный образец "вечного" двигателя
10.11.2004  | Страна.Ru

В подмосковном НИИ космических систем (НИИ КС) разрабатывают "вечный" двигатель, который может быть использован как в космосе, так и на Земле. "В институте уже несколько лет идет работа над так называемым движителем без выброса реактивной массы", - рассказал в среду директор-научный руководитель НИИ КС Валерий Меньшиков.

По его словам, "ученые уже создали опытный образец двигателя нетрадиционного типа". "Перемещение опытного аппарата происходит за счет движения внутри него жидкого или твердого рабочего тела по определенной траектории, напоминающей по форме торнадо", - пояснил Меньшиков. "При этом в получаемом эффекте движения мы, возможно, наблюдаем неизвестное явление взаимодействия рабочего тела с полями, природа которых мало изучена, как, например, гравитационное поле", - добавил он. "На опытном образце нам уже удалось зафиксировать тягу до 28 г, но она наблюдается пока в течение нескольких минут", - сказал начальник отдела НИИ КС Юрий Даньшов. "Может показаться, что данное значение тяги чрезвычайно мало, однако если такая тяга будет действовать на спутник массой 100 кг в течение 20 минут, он сможет поднять свою орбиту более чем на 2 км", - отметил ученый.

Срок работы такого двигателя составит не менее 15 лет, утверждают его разработчики, максимальное число включений - около 300 тысяч. Для питания двигателя используется электроэнергия солнечных батарей. Чтобы соблюсти чистоту эксперимента при измерении тяги макета, считают специалисты, прибор надо проверить в космосе или же сбросить в глубокую шахту, где при падении создается эффект невесомости. "Официальная наука сравнивает исследования в этой области с попытками создать "вечный двигатель", однако крупнейшие фирмы Запада занимаются этой проблемой очень серьезно и вкладывают в разработки значительные средства", - сказал Меньшиков. По мнению подмосковных ученых, движитель можно будет использовать не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций. "Этот экологически чистый двигатель в будущем может найти применение на воздушном и наземном транспорте ", - отметил Меньшиков. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.



Boeing и Northrop объединились для создания шаттла нового поколения
10.11.2004  | lenta.ru

Во вторник корпорации Boeing и Northrop Grumman объявили о том, что постараются получить контракты NASA на разработку многоразового космического корабля следующего поколения совместными усилиями, сообщает Reuters.

В 2005 году NASA разместит на конкурсной основе два многомиллиардных контракта на разработку нового корабля, Crew Exploration Vehicle, который к 2014 году должен заменить шаттлы. В 2008 году NASA сделает выбор в пользу одной из разработок, чтобы к 2011 году провести испытания прототипа.

Как отмечают эксперты, партнерство двух аэрокосмических гигантов лишает остальные компании шансов на выигрыш тендера, а единственным их соперником остается корпорация Lockheed Martin.

Boeing обладает широким опытом постройки пилотируемых космических кораблей: компания разработала большую часть американского сегмента МКС, шаттлы и серию кораблей Apollo. Несмотря на это, по договоренности основным подрядчиком выступит Northrop Grumman. Boeing пояснят свою роль субподрядчика необходимостью завершения программ по строительству МКС и возвращению шаттлов в строй.

Запуски американских космических челноков были прекращены в феврале 2003 года, после катастрофы шаттла "Колумбия". После модернизации NASA планирует возобновить их полеты в мае 2005 года. Однако в последнее время руководство агентства обсуждает возможность досрочного прекращения программы Space Shuttle и концентрации усилий на других исследовательских программах, среди которых - создание Crew Exploration Vehicle и возвращение астронавтов на Луну.


Нажмите чтобы посмотреть другте фотографии  и видео
Нажмите на фотографию для вхлда в раздел Х-43 (SITE-www.dynasticcosmo.narod.ru),чтобы посмотреть другте фотографии и видео

Новый самолет NASA полетит в 10 раз быстрее звука
10.11.2004 | lenta.ru

15 ноября специалисты NASA планируют осуществить запуск экспериментального гиперзвукового беспилотного самолета X-43A, сообщается в пресс-релизе NASA. Как ожидается, оборудованный двигателем типа scramjet самолет достигнет десятикратной скорости звука (10 МАХ) и побьет установленный им же полгода назад рекорд.

Ракету с закрепленным на ней самолетом поднимет на 12 километров над Тихим океаном бомбардировщик В-52. Затем ракета разгонит беспилотный самолет, и на высоте около 33 километров он отсоединится, чтобы совершить недолгий полет (около десяти секунд) на скорости около 10 МАХ (примерно 12250 километров в час).

Первые успешные испытания X-43A, как отмечает газета Washington Post, были проведены в марте 2004 года. Тогда удалось достичь скорости в 7 МАХ. Предыдущие испытания аппарата в 2001 году закончились неудачей, вызванной поломкой ракеты-ускорителя.

Размах крыльев X-43A составляет 1,5 метра, длина - 3,6 метра. Установленный на нем двигатель scramjet (Supersonic Combustion Ramjet) является экспериментальным прямоточным двигателем сверхзвукового горения. Его особенностью является то, что в нем нет трущихся деталей, а в качестве топлива используется смесь водорода и кислорода. Причем кислород не накапливается в специальных баках, а забирается прямо из окружающей атмосферы, что позволяет значительно снизить массу аппарата. В выхлопе двигателя отсутствуют вредные выбросы, он представляет из себя обычный водяной пар.

В будущем двигатель можно будет использовать для доставки спутников на околоземные орбиты, а также в боевых ракетах. Единственным недостатком scramjet, достигающего максимально КПД на скоростях свыше 5 МАХ, является необходимость в его предварительном разгоне.

На создание и испытания этого двигателя и несущего его аппарата, спроектированных по некогда сверхсекретной программе HyperX, за семь было потрачено свыше четверти миллиарда долларов. X-43A разработан исследовательскими центрами NASA в Ленгли и Драйдене, а заказчиками выступили американские и австралийские военные.
С мыса Канаверал запущен спутник ВВС США
6.11.2004 | Газета.ru

С космодрома на мысе Канаверал во Флориде успешно запущена ракета Delta 2 со спутником глобальной системы позиционирования ВВС США. Спутник стоимостью $45 млн, изготовленный компанией Lockheed Martin, заменит аналогичный спутник системы глобального позиционирования, находящийся на орбите с 1991 года. Сообщает Reuters

Газета.ru

Hubble дал возможность увидеть тройное затмение Юпитера

Нажмите чтобы увеличить фото
5.11.2004
Site - DynasticCosmo.narod.ru

Hubble заснял уникальное явление - тройное затмение Юпитера. Сразу три его крупных спутника прошли между Юпитером и Солнцем, отбросив на ярко освещенный диск планеты три четкие тени. Подобное расположение лун наблюдается 1-2 раза в десятилетие.

Однако помимо трёх теней, на снимке, сделанном телескопом, можно увидеть и сами спутники - правда, только два из них, Ио - белый круг в центре изображения, и Ганимед - синий круг в верхнем правом. Каллисто - вне изображения справа. Тень Ио расположена выше центра слева, Ганимед на левом крае планеты, и Каллисто около правого края.

Такое расположение юпитерианских лун еще реже - последний раз оно случалось около 60 лет назад.

Если бы мы были на Юпитере и находились в любой из теней лун - мы бы увидели полное солнечное затмение. На Земле эти явления случаются регулярно, но из-за того, что Луна у нас одна, каждое затмение полностью видно лишь в каком-то отдельном районе нашей планеты.

Юпитеру повезло больше - на нем полные затмения могут случаться одновременно сразу в нескольких местах, причем в это время на небе будут прекрасно видны остальные спутники, яркие, как наша Луна.

На этой фотографии Юпитер в цвете, так как наблюдение было в почти инфракрасном свете. Астрономы скомбинировали три изображения полученные в разных по длине инфрокрасных волнах, чтобы получить это цветное изображение.

Фотография показывает солнечный свет, отраженный от облаков Юпитера.

Газ метана в атмосфере Юпитера ограничивает проникновение солнечного света, который заставляет облака появляться в различных цветах в зависимости от их высоты.

Изучение облаков в почти инфракрасном свете очень полезно для ученых, изучающих слои облаков, которые составляют атмосферу Юпитера.

Желтые цвета указывают на высокие облака; красные цвета - облака которые находятся ниже и синие цвета это еще более низкио рсположенные облака в атмосфере Юпитера.

Зеленый цвет около полюсов - это тонкий туман очень высоко расположенный в атмосфере.

Синий цвет Ганимеда это лёд.

Белый свет Ио - от света, отраженного от ярких составов серы на поверхности спутника.

При изучении такого редкого явления как тройное затмение Юпитера астрономы испытали новую технику увеличивающую точность полученных изображиний, из которых в последствии и была получена данная фотография.

По материалам НАСА

Site - DynasticCosmo

Как проходило лунное затмение

Как проходило лунное затмение
Перевод: Н.А.Липунова
Пояснение: На прошлой неделе можно было наблюдать, как постепенно ослабевает блеск нашей Луны во время лунного затмения. При прохождении Земли между Луной и Солнцем земная тень покрыла Луну, сделав ее совсем темной. Благодаря вращению Земли, многократным экспозициям и цифровой технологии на этом рисунке можно воочию увидеть потемнение и последующее поярчание Луны во время трехчасового лунного затмения. По мере того, как земная тень поглощала Луну, ее изображения становились все менее яркими, пока Луна почти полностью не исчезла во время полной фазы затмения. Луна, которая в основном светит за счет отражения прямого солнечного света, во время затмения была видна только за счет рефракции солнечного света в атмосфере Земли. Следующее полное лунное затмение будет видно на Земле только в 2007 году.


Открытие: второй компонент сверхновой Тихо Браге (SN 1572)

1.11.2004 | М.Е.ПрохоровГАИШ, Москва


Сверхновая Тихо Браге (SN 1572) одна из двух исторических сверхновых типа Ia (второй была SN 1006) в нашей Галактике. [astro-ph/0309009.] Сверхновая первого типа происходит, как сейчас считается, из-за термоядерного взрыва белого карлика, который достиг предельной (Чандрасекаровской) массы и потерял устойчивость. Подобный процесс (увеличение массы белого карлика) может эффективно происходить только в двойной системе: либо при аккреции вещества с невырожденного второго компаньона, либо при слиянии двух белых карликов.

Похоже, что в сверхновой Тихо реализовался именно первый сценарий. При глубоком обзоре центральной части остатка сверхновой была найдена звезда спектрального класса G0-G2 (подобная нашему Солнцу), которая движется со скоростью примерно в три раза большей, чем средняя скорость звезд в окрестности остатка.
ЧИТАЙТЕ ПОДРОБНОСТИ ТУТ >>

NASA прекращает полеты лаборатории по эмуляции невесомости
1.11.2004  | lenta.ru

В пятницу тренировочный самолет NASA KC-135A, названный космонавтами "рвотной кометой", совершил свой последний полет, сообщается на сайте газеты Chicago Tribune. В следующем году его заменит самолет С-9.

Переоборудованный из самолета-заправщика в летающую лабораторию KC-135A Weightless Wonder IV использовался специалистами NASA для тренировок космонавтов и проведения экспериментов в состоянии невесомости.

Состояния невесомости на борту подобных летающих лабораторий добиваются благодаря полету по параболической траектории: самолет поднимается на высоту около 10 километров и совершает "нырок" вниз до высоты в 7 километров. Во время нахождения на самом высоком участке траектории, в течение примерно 25 секунд, возникает состояние невесомости. Как правило, во время полетов самолеты такого типа совершают несколько "нырков".

Во время последнего полета "рвотной кометы" лишь несколько из находящихся на борту двух десятков пассажиров почувствовали себя неважно. Как с гордостью заявил Джон Яниак (John Yaniac), директор испытательного цента NASA, всего за время полетов KC-135A обслуживающий персонал вычистил с самолета порядка 1250 литров рвотных масс.


Ученым показалось, что на Титане есть озеро
29.10.2004   | lenta.ru

На первых снимках Титана, сделанных расположенным на космическом зонде Cassini радаром, ученые NASA обнаружили объект, который может оказаться озером, сообщается на сайте газеты Los Angeles Times.

На радарных снимках запечатлены участки, еще не снятые в видимом диапазоне. В последующие пролеты аппарата вблизи Титана будет получена более детальная информация, сообщают ученые.

На одной из фотографий поверхности обнаружен темный объект порядка сотни километров в длину, очертаниями напоминающий кота и названный "Si-Si the Halloween Cat". Не исключено, что это - жидкая поверхность, говорят специалисты. Однако они предостерегают от поспешных выводов, так как на полученных черно-белых снимках с разрешением 300 метров запечатлено менее одного процента поверхности спутника.

Также на снимках отчетливо видны горные хребты и похожие на потоки лавы ледники, состоящие предположительно из замороженного аммиака.

Фотографии спутника Сатурна, сделанные Cassini в среду в момент наиболее близкого пролета от Титана, развеяли некоторые предположения относительно поверхности самого загадочного спутника Солнечной планеты. Наиболее яркий объект на Титане, получивший ранее название Xanadu, оказался покрытым веществом, которое некоторые считают льдом. Но это только гипотеза, также как и природа самого Xanadu, поскольку пока даже не удалось выяснить, что это такое - горная система, долина, кратер или что-то еще. Перед учеными встали и другие вопросы, например, откуда берется метан, который входит в состав атмосферы спутника.

Cassini, который в настоящее время находится на орбите Сатурна, будет еще на раз проходить рядом с Титаном, и ученые планируют получить дополнительные фотографии спутника. Кроме того, в середине декабря 2004 года от Cassini отделится спускаемый аппарат Huygens, который совершит посадку на Титан для его более детального изучения. lenta.ru

Фото ЕРА
Фото ЕРА
Фото ЕРА
Земля навела тень на Луну

28.10.2004| Вести.Ru

Полное лунное затмение в четверг утром могли наблюдать жители европейской части России. Это астрономическое явление началось в 5:14 мск, в 6:32 мск Луна полностью вошлав тень Земли", а закончилось затмение в 8:54 мск.

Это явление также могли наблюдать астрономы и любители в Европе, Западной Африке и на территории всей Америки.

Больше всего повезло Турции. Там при ясной погоде это космическое явление можно было разглядеть во всех деталях. Тень Земли постепенно накрыла Луну, оставив лишь небольшое кольцо света. После этого на небосклоне остались видны только звезды и четыре планеты - Венера, Сатурн, Юпитер и Марс. Как говорят астрономы, лунное затмение крайне редко проходит в таком планетарном окружении.

Это второе лунное затмение в нынешнем году - в мае из-за плохой погоды россияне не смогли его увидеть. В следующий раз Луна войдет в тень Земли лишь в марте 2007 года.






Cassini - Взгляд на Ксанаду

Нажмите чтобы увеличить фото
Континент Ксанаду покрывает большую часть Титана (фото с сайта nasa.gov).


Космический аппарат Cassini передал на Землю самые детальные снимки Титана из всех, что были получены до сих пор.

В частности, с высоким разрешением удалось получить изображение крупного элемента поверхности (размером с континент), называемого Ксанаду (Xanadu).

Благодаря спектральному фильтру и оптимальному углу между континентом и космическим зондом учёным удалось "пробиться" через плотную атмосферу спутника Сатурна.

Детали рельефа Титана видны на этих кадрах с разрешением в десять раз лучшим, чем можно наблюдать с Земли.

Происхождение и география Ксанаду остаются пока загадкой, но в один из следующих пролётов ледяной луны Cassini должен пройти в сто раз ближе к планете, чем сейчас.

Совместная миссия NASA и ESA предусматривает посадку на Титан спускаемого зонда Huygens, который пока прикреплён к Cassini.

Это произойдёт в конце этого года или в самом начале следующего.

Источник: NASA



NASA собирается разбить космический корабль о ядро кометы



Аппарат под названием Impactor, который врежется в ядро кометы (фото с сайта deepimpact.jpl.nasa.gov).



30 декабря 2004 года NASA планирует начать $311-миллионную миссию Deep Impact, главной целью которой будет столкновение с кометой Tempel 1 370-килограммового космического корабля размером с кресло.

Согласно расчётам, в 130 миллионах км от Земли аппарат столкнётся с кометой 4 июля 2005 года на скорости 10,2 км в секунду.

"Мы собираемся поразить эту комету и посмотреть, что из этого получится", — рассказал астроном Майкл А'Хирн (Michael A'Hearn).

По его словам, в результате удара на поверхности ядра кометы, вероятно, образуется кратер размером с футбольное поле диаметром примерно 6 км.

Впрочем, воздействие аппарата на комету зависит от состава ядра, который в ходе миссии и предстоит выяснить.

Deep Impact должна дать учёным новые данные о внутренностях кометы, что в будущем поможет человечеству в борьбе с околоземными объектами, которые потенциально могут столкнуться с нашей планетой.

Tempel 1, сама по себе, не угрожает Земле, но её тайны могут обеспечить нас информацией о действительно угрожающих космических скалах.

Источник: CNN




Земля действительно закручивает пространство вокруг себя

25 10 2004

Вариации гравитационного поля Земли в искусственных цветах (иллюстрация с сайта sciencedaily.com)

Международная группа специалистов NASA и университетов США и Италии нашла прямое доказательство одному из эффектов теории относительности — увлечению вращающейся Землёй пространства-времени вокруг себя.

Учёные завершили длительный анализ изменений орбит двух спутников LAGEOS I и II, запущенных в космос в 1976 и 1992 годах.

Эти пассивные спутники отражали лазерный луч, посылаемый с Земли, благодаря чему можно было вычислять их положение с высокой точностью.

Проанализировав данные за 11 лет, учёные вычислили, что орбита спутников смещалась на два метра в год в направлении вращения Земли.

Полученное смещение на 99% соответствует предсказанному общей теорией относительности.

Последние вычисления потребовали необычайно точной карты гравитационного поля планеты, которое вовсе не равномерно, а имеет области с большей и меньшей напряжённостью.

Такая модель достаточной точности была получена, опять-таки, благодаря спутниковым измерениям — лишь недавно.

Кстати, в апреле 2004 года в космос был выведен американский спутник Gravity Probe B, который также должен проверить эффект закручивания пространства-времени под действием вращения планеты.

Но новый аппарат, отмечают исследователи, должен сделать это с намного более высокой точностью.

Источник: Science Daily


NASA запускает зонд, чтобы наконец освоить автоматическую стыковку на орбите

| Известия науки

На завтрашний день NASA запланировало запуск абсолютно автономного космического зонда. Основная его задача - проверка систем для полностью автономного полета, проходящего без вмешательства с Земли, и в том числе - систем автоматической стыковки на орбите. Как ни парадоксально, но США до сих пор не располагало такой технологией и все стыковки кораблей Space Shuttle, не говоря уж о более ранних, осуществлялись вручную.

Вывод зонда будет проходить в три этапа. Первый - подъем на самолете на высоту 12 км. Затем зонд будет выведен на высоту 500 км ракетой "Пегас". На этой высоте заработают системы ориентации зонда (на нем установлен приемник сигналов системы глобальной спутниковой навигации GPS), и с помощью собственных двигателей зонд выйдет на высоту 760 км, на орбиту спутника-мишени.

Выйдя на орбиту спутника, зонд медленно приблизится к нему на расстояние в 5 м, руководствуясь лазерных систем прицеливания. В течение 24 часов система автоматической стыковки будет имитировать "внештатные" ситуации и пытаться преодолеть их.

Завершив проверку систем автоматической стыковки, зонд перейдет на более низкую орбиту, в течение 25 лет постепенно приближаясь к Земле, и наконец сгорит в земной атмосфере. Об этом сообщает NTR.ru.


MEMBRANA.RU


На Марсе вместо скафандров астронавты будут носить вторую кожу


Перспективные скафандры для Марса, разрабатываемые в Массачусетском технологическом институте, будет отличать необычная лёгкость и удобство (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).


Американские учёные создают скафандр для Марса, который можно было бы напылять на кожу человека в виде аэрозоля. Несмотря на фантастичность замысла, некоторые важные элементы такой технологии уже созданы.

Аэрокосмическое агентство США (NASA) охотно берётся за самые сумасбродные, на первый взгляд, идеи.

Ведь никто наверняка не может предсказать — какая из них однажды обернётся серьёзным прорывом в космических исследованиях.

В агентстве даже работает специальный институт перспективных концепций (NASA Institute for Advanced Concepts — NIAC), призванный аккумулировать именно такие разработки — на очень дальнюю перспективу.

Через этот институт NASA распределяет гранты в различные университеты и институты — на разработку "гениальных безумств".

Такие гранты делятся на две фазы. Первая — $75 тысяч на полгода, для проработки концепции и определения ключевых проблем, которые учёные и инженеры должны решить, чтобы её реализовать.

После завершения первой фазы часть проектов-счастливчиков, наиболее жизнеспособных, переходит в фазу два — $400 тысяч на два года для углублённой разработки проекта.

Недавно стали известны 12 победителей 2004 года, которые попали в "фазу 1".

Об одном из этих проектов, космическом плазменном приводе, мы уже рассказывали.

Перспективные проекты NASA — электростатический радиационный щит для лунной базы и лунный телескоп с жидким зеркалом (иллюстрации с сайта spaceflightnow.com).

Перспективные проекты NASA — электростатический радиационный щит для лунной базы и лунный телескоп с жидким зеркалом (иллюстрации с сайта spaceflightnow.com).

Кроме него, хотелось бы отметить любопытный проект гигантского телескопа для Луны, отличающегося рекордной точностью поверхности жидкого вращающегося зеркала, и проект защиты лунной базы от космических лучей с помощью сверхмощного электростатического поля.

Но, заметим, самые жизнеспособные, не значит — простые и скучные.

К примеру, до второй стадии добрался проект биоскафандра (Bio-Suit), разрабатываемый группой профессоров и студентов Массачусетского технологического института (MIT).

"Био" — в данном случае означает не биотехнологии, а лёгкость, необыкновенное для скафандров удобство и где-то даже неощутимость оболочки, являющейся как бы продолжением тела.

Линия развития скафандров в представлении учёных MIT (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).

Линия развития скафандров в представлении учёных MIT (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).

Суть идеи словно взята из какого-нибудь фантастического романа.

Вместо того, чтобы сшивать и склеивать скафандр из отдельных кусочков различных тканей, его будут напылять прямо на кожу человека в виде быстро затвердевающего спрея.

Правда, шлем, перчатки и ботинки останутся всё же традиционными.

В такой кабине астронавты будут напылять на своё тело "вторую кожу" (иллюстрация с сайта msnbc.msn.com).

В такой кабине астронавты будут напылять на своё тело "вторую кожу" (иллюстрация с сайта msnbc.msn.com).
Технология такого напыления (в качестве материала используется специальный полимер) уже обкатывается американскими военными.

Этот процесс называется Electrospinlacing, его прорабатывают специалисты исследовательского центра армии США —

Soldier systems center, Natick.

Упрощённо можно сказать, что мельчайшие капельки или короткие волоконца полимера приобретают электрический заряд и под действием электростатического поля устремляются к своей цели — объекту, который нужно закрыть плёнкой — где они образуют слитную поверхность.

Учёные из MIT намерены создать нечто подобное, но способное создавать влаго— и воздухонепроницаемую плёнку на теле живого человека.

После затвердевания плёнка приобретает высокую прочность, сохраняя упругость, достаточную для движения рук и ног.

Возможно, перчатки для скафандра астронавты будут "выдавливать" на ладонь из специального "душа" (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).

Возможно, перчатки для скафандра астронавты будут "выдавливать" на ладонь из специального "душа" (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).
Главная идея заключается в том, что в отсутствии воздушной прослойки между телом и таким скафандром, сама плёнка и будет выполнять функцию создания противодавления, которое не позволит телу раздуться и лопнуть в чрезвычайно разреженной атмосфере Марса.

Именно для этого нужно плотное прилегание полимера к телу астронавта.

Шлем, ботинки и перчатки для скафандра при этом имеют традиционную конструкцию с подачей в них воздуха под давлением по специальным трубкам.

Впрочем, возможен и вариант с напыляемыми перчатками. Точнее — выдавливаемыми на ладонь, как гель, и застывающими в один момент. Но шлем и ботинки, по любому, придётся делать обычными.

Основные части биоскафандра (по порядку): "вторая кожа", шлем, ботинки, механическая защита торса, система жизнеобеспечения (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).

Основные части биоскафандра (по порядку): "вторая кожа", шлем, ботинки, механическая защита торса, система жизнеобеспечения (иллюстрация с сайта mvl.mit.edu).
Дополнять костюм будет ранец с системой жизнеобеспечения и дополнительная защита для торса. Что-то вроде жёсткого жилета.

На него будет возложена исключительно функция механической защиты, герметичность — это забота "второй кожи".

Однажды напылённый на кожу скафандр можно, конечно, снять. Он теперь будет точно соответствовать форме тела конкретного человека.

Как вариант, говорят авторы биоскафандра, его видимо придётся "усиливать" тонким-тонким бельём, надеваемым на тело под эту полимерную "вторую кожу". Бельём, снабжённым встроенной системой терморегуляции. Наконец, дополнять костюм может экзоскелет с приводами-усилителями, надеваемый поверх всего скафандра.

Кстати, лидер проекта биоскафандра — профессор Дава Ньюман (Dava Newman) — одновременно является и разработчиком одного из существующих проектов экзоскелетов. Так что она знает, о чём говорит.

Профессор Дава Ньюман. Сфера её интересов — жизнеобеспечение астронавтов в космосе и на поверхности планет (фото с сайта web.mit.edu).

Профессор Дава Ньюман. Сфера её интересов — жизнеобеспечение астронавтов в космосе и на поверхности планет (фото с сайта web.mit.edu).
Нужно добавить, что проект предусматривает вариант, когда подобным образом на тело будут напылены несколько различных слоёв, чередующихся с разнообразной встроенной электроникой.

А ещё изобретатели биоскафандра говорят о перспективном самозатягивании полимерных плёнок при небольших повреждениях.

Когда такое станет возможным, не берётся предсказать даже сама госпожа Ньюман. Может, через десять лет, может — через пятьдесят.

Но ведь если не начать идти к этому результату сейчас — "фантастическое будущее" не наступит.



MEMBRANA.RU

Окутанный искусственной магнитосферой корабль может разогнаться до большой скорости, если попадёт в быстрый поток плазмы (иллюстрация с сайта ess.washington.edu).Проект MagBeam был развит профессором Вингли из более простой идеи (на рисунке) — корабля с магнитным парусом, разгоняемого солнечными плазменными выбросами (иллюстрация с сайта ess.washington.edu).
MagBeam: форменное надувательство космических парусов

"Люди могут добраться до Марса и вернуться назад всего за 90 дней", — с таким сенсационным заявлением выступили учёные из университета Вашингтона. Что за чудо-способ? Увы, даже при детальном ознакомлении с новой идеей вопросов возникает больше, чем ответов.



Главный автор проекта — Роберт Вингли (Robert Winglee), профессор университета Вашингтона (University of Washington).

Его концепция привода корабля называется MagBeam — иначе — "Реактивный привод намагниченным плазменным лучом" (Magnetized Beamed Plasma Propulsion).

Электромагнитный ракетный привод — одно из самых многообещающих направлений развития космической техники, рассуждает Вингли, но он требует наличия на корабле мощного источника энергии.

Тут мы сделаем небольшое отступление. Согласно различным проектам полёта людей к Марсу, основным приводом пилотируемого корабля будет именно ионный электромагнитный. От химического он отличается колоссальной экономичностью, в смысле расхода рабочего тела — аргона или ксенона.

Но зато, чтобы питать такие двигатели, на корабле нужно установить либо миниатюрный ядерный реактор, либо солнечные батареи размером с несколько футбольных полей.

И то, и другое, понятно, сильно влияет на сложность корабля и его массу.

"А что, если всю эту начинку оставить на околоземной орбите?" — подумал профессор.

Необычную систему он представляет так. На околоземной орбите размещается большой спутник (станция) с запасом газа и мощным источником энергии (те же солнечные батареи колоссальных размеров или ядерный реактор).

Специальное устройство создаёт концентрированный поток (луч) плазмы, который разгоняет собственно пилотируемый корабль, ударяя в его магнитный парус.

Так в представлении художника будет выглядеть плазменная станция (слева) вблизи Юпитера, разгоняющая корабль на пути к окраинам Солнечной системы (иллюстрация с сайта ess.washington.edu).

Так в представлении художника будет выглядеть плазменная станция (слева) вблизи Юпитера, разгоняющая корабль на пути к окраинам Солнечной системы (иллюстрация с сайта ess.washington.edu).

По оценке учёного, плазмотрон с выходным отверстием в 32 метра смог бы создать достаточно интенсивный поток плазмы, которая разогнала бы магнитный парусник почти до 12 километров в секунду.

А дальнейшее развитее техники, утверждают авторы проекта, позволит ещё больше нарастить размер и мощность луча, что ещё заметнее увеличит максимальную скорость корабля и сделает возможным те самые 90 дней на пилотируемую экспедицию "туда и обратно".

При этом на орбите вокруг Красной планеты, естественно, должно быть размещено аналогичное околоземному спутнику устройство, создающее тормозящий плазменный поток. Оно же будет отправлять корабль с магнитным парусом назад к Земле.

Тут-то и возникают многочисленные сомнения в оправданности такого подхода к путешествиям.

Во-первых: генератор ионов, "выстреливаемых" из плазменной установки, это сам по себе — мощнейший ракетный двигатель, который приведёт к уходу плазмогенератора с парковочной орбиты вокруг Земли (или Марса), если не предусмотреть мощный компенсирующий реактивный привод, что многократно усложнит и утяжелит систему.

Один из ключей идеи Вингли, существующий в реальности. Это мощный безэлектродный генератор плазмы, созданный в университете Вашингтона, способный создавать фокусированный поток ионов, без заметной эрозии частей машины. Разумеется, для создания комплекса MagBeam этот генератор потребуется увеличивать в десятки раз (фото с сайта ess.washington.edu).

Один из ключей идеи Вингли, существующий в реальности. Это мощный безэлектродный генератор плазмы, созданный в университете Вашингтона, способный создавать фокусированный поток ионов, без заметной эрозии частей машины. Разумеется, для создания комплекса MagBeam этот генератор потребуется увеличивать в десятки раз (фото с сайта ess.washington.edu).

Во-вторых: несмотря ни на какие ухищрения, закон сохранения энергии мы не нарушим, а значит запас рабочего тела (из которого будем "готовить" плазму") и запас мощности для установки — будет никак не меньшим, чем в случае, когда мы просто поставили бы такой плазмотрон непосредственно на пилотируемый корабль в качестве тяговой установки.

В-третьих: учитывая, как сильно будет рассеиваться плазменный поток на космических расстояниях, потребный запас газа и электрической энергии на стартовой орбитальной станции будет даже многократно большим, может быть, даже на порядки большим в сравнении с простой установкой электроракетного движка на сам корабль, отправляющийся к Марсу.

Всё это можно ещё принять, учитывая, что запарковать такую тяжёлую станцию на околоземной орбите проще, чем отправить её в путешествие вглубь Солнечной системы. Но, вот незадача — такая же "штуковина" нам потребуется для приёма разогнавшегося корабля вблизи цели путешествия.

Её придётся доставлять к цели более традиционным способом — так стоит ли огород городить?

В-четвёртых: учитывая вращение генераторов плазмы вокруг планет и неизбежный разворот плоскости их орбиты относительно направления на цель путешествия — нам потребуется постоянное и очень точное управление ориентацией источника плазменного луча, чтобы как можно меньше плазмы пропало даром.

В-пятых: при длительном путешествии по отрезку параболы между орбитой Земли и орбитой Марса прямая между нашей планетой и кораблём, мягко говоря, не будет совпадать с направлением вектора скорости корабля.

Проект MagBeam был развит профессором Вингли из более простой идеи (на рисунке) — корабля с магнитным парусом, разгоняемого солнечными плазменными выбросами (иллюстрация с сайта ess.washington.edu).

Проект MagBeam был развит профессором Вингли из более простой идеи (на рисунке) — корабля с магнитным парусом, разгоняемого солнечными плазменными выбросами (иллюстрация с сайта ess.washington.edu).
Так что толкать корабль лучом мы сможем лишь очень короткое время — непосредственно вскоре после отлёта от околоземной орбиты. А это потребует ещё большей мощности системы, по сравнению с вариантом, когда мы могли бы разгоняться половину пути.

Эти щекотливые вопросы на сайте проекта не разъяснены. Зато Вингли уже мечтает о целой сети таких плазменных станций, расположенных вблизи разных планет, перекидывающих друг другу пилотируемые корабли и челноки с грузами.

NASA уже выделило команде Вингли $75 тысяч для того, чтобы она более детально проработала концепцию и составила список препятствий, которые нужно преодолеть, чтобы сделать его реальностью.

Представляется, что, несмотря на теоретическую непротиворечивость идеи, количественные параметры системы (мощность луча, масса станции с генератором плазмы и тому подобное) делают эту идею больше похожей на самовытаскивание барона Мюнхгаузена из болота.

Вы сами как думаете? Это надувание космических парусов или надувание космического агентства?




Астронавт ESA Ваббо Окелс (Wubbo Ockels) демонстрирует специальный "космический" спальный мешок (фото с сайта space.com).
В длинных путешествиях к окраинам Солнечной системы, что ещё делать годами, как не спать? (иллюстрация с сайта patrawlings.com).



membrana.ru

Люди будут покорять дальний космос во сне
Фантасты давно освоили эту тему  "консервация" экипажа в длительных рейсах к другим звёздам или внешним планетам Солнечной системы. А теперь и специалисты космической отрасли понемногу "готовят почву" для претворения таких фантазий в реальность.

Вариантов "консервации" предлагалось множество — от заморозки тел до разных шуток с пространством-временем.

Первое оставим пока в стороне — до сих пор непонятно, как гарантированно сохранить человека живым после такой процедуры, ведь замёрзшая вода разрывает клетки.

Различные химические "антиобледенители" — это пока из области экспериментов.

"Непонятно что", происходящее с кораблём и экипажем в результате действия каких-нибудь "антиплюсбетаионостатов" — также оставим пока фантастам.

Но вот есть ещё один способ "консервации", который куда ближе к реальности. Гибернация — глубокий-глубокий сон с многократным замедлением обмена веществ.

По замыслу сторонников такой технологии, этот сон должен быть похож на зимнюю спячку медведей. Сон длительный, однако, вовсе не приводящий к необратимым изменениям организма.

Европейское космическое агентство (European Space Agency) работает в этом направлении.

Астронавт ESA Ваббо Окелс (Wubbo Ockels) демонстрирует специальный "космический" спальный мешок (фото с сайта space.com).


Астронавт ESA Ваббо Окелс (Wubbo Ockels) демонстрирует специальный "космический" спальный мешок (фото с сайта space.com).

По его заказу ряд европейских учёных из разных университетов занимается изучением гибернации и способов введения в такое состояние людей.

Один из таких учёных — Марко Биджиоджера (Marco Biggiogera) из итальянского университета Павии (Universita di Pavia).

Недавно он и его коллеги подобрали вещество под названием DADLE (в чём-то сходное по структуре с опиумом), которое оказывает на субклеточные процессы удивительное действие.

Хорошо медведям — их сон запрограммирован генами, но что делать с людьми? Вводить им специальный препарат и заставлять их "спать" не просто как мы спим, с изменением ритмов мозга, но спать на клеточном уровне.

Оказалось, DADLE резко замедляет копирование генетического материала и процессы считывания кода — что является ключом к синтезу белков и жизни клетки.

В результате клетка переходит в состояние глубокого сна с замедлением собственного обмена веществ.

Процесс этот обратимый и не имеет, насколько сейчас видно, побочных эффектов.

Пока итальянские биологи "плотно" работали с клеточными культурами, но недавно перешли на крыс. Результаты этих опытов должны быть готовы к концу 2004 года.

Трудности перехода от клеток к животным и к человеку — очевидны. Чем более сложный организм, тем сложнее просчитать все эффекты столь необычной технологии "суперсна".

Human Outer Planets Exploration Callisto — американская концепция корабля для полёта людей в систему Юпитера (иллюстрация с сайта space.com).
Human Outer Planets Exploration Callisto — американская концепция корабля для полёта людей в систему Юпитера (иллюстрация с сайта space.com).

Но начало обнадёживает. А когда же человечество сможет применить эти открытия на практике?

Ещё в 2002 году NASA прорабатывало концепцию гигантского корабля Human Outer Planets Exploration (HOPE) Callisto.

Это были лишь самые общие наброски, показавшие, что, теоретически, реально отправить шестерых людей в пятилетний полёт на Каллисто, одну из лун Юпитера, включая 30 дней пребывания на её поверхности.

Такой рейс мог бы стать реальностью где-нибудь после 2045 года.

Европейские эксперты подчеркнули, что именно для такого полёта и было бы разумно использовать гибернацию. В то время как сравнительно короткий рейс к Марсу такого усложнения миссии не оправдает.

Однако представители американского аэрокосмического агентства сказали, что в настоящее время их подразделение космической медицины не занимается изучением длительного бездействия организмов.

Так или иначе, ко второй половине века подобная техника может развиться в нечто материальное. ESA мечтает о специальных спальных капсулах на борту межпланетного корабля, где автоматика поддерживала бы необходимые параметры среды и контролировала состояние спящих людей.

Кстати, такой полёт ставит особые требования к надёжности корабля и его способности автоматически реагировать на нештатные ситуации, типа пожара.

Но разве с нынешним темпом развития электроники и робототехники это будет проблемой?

Учёные неплохо изучили, что происходит в мозге человека во время нормального сна. Но что случится с ним, если он будет спать два-три года? (фото с сайта lboro.ac.uk).

Учёные неплохо изучили, что происходит в мозге человека во время нормального сна. Но что случится с ним, если он будет спать два-три года? (фото с сайта lboro.ac.uk).
Зато сколько выгоды: для глубоко спящих людей нужно меньше кислорода, воды, на всю экспедицию (включая активную часть) меньше пищи, сами помещения корабля могут быть меньше.

Ведь в очень длительном полёте, проходящем обычным образом, говорят специалисты, эти помещения необходимо существенно расширять уже только по одним психологическим причинам.

А компактные, но толстостенные "сонные капсулы" могут стать для людей и хорошей защитой от космических лучей. Так что плюсов такого подхода немало.

Но интересно, что ESA думает не только о космосе. Достижения в гибернации могут помочь во многих случаях и на Земле.

Например, в такое состояние можно было бы помещать тяжело раненого солдата или человека, пострадавшего от несчастного случая — до тех пор, пока его не доставят в госпиталь. Это повысит шансы пострадавшего на выживание.

Аналогичные вещества, тормозящие субклеточные процессы, можно было бы вводить в органы, предназначенные для трансплантации — что сохранило бы их гораздо лучше, чем одно только охлаждение.

А раз так — есть шанс, что на волне решения куда более близких и приземлённых проблем, учёные создадут нечто пригодное и для покорения космоса. Во сне.
membrana.ru

NEWS 10.10.04 - 09.09.04

NEWS 09.09.04-29.07.04

NEWS 29.07.04-25.06.04
NEWS 25.06.04-10.04.04
NEWS 10.04.04-29.03.04
NEWS 28.03.04-26.03.04
NEWS 25.03.04-22.03.04
NEWS 19.03.04-17.03.04
NEWS 15.03.04-27.02.04