X-37
Американцы решили построить новый космический корабль
Гибель американского шаттла "Колумбия" и амбициозные планы президента США Дж. Буша по колонизации Луны и Марса
заставили Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям приступить к разработке нового космического
корабля. Год назад инженеры из многих компаний представили НАСА полтора десятка проектов летательных аппаратов
самых разнообразных концепций. Но сегодня спор продолжают лишь два проекта, за которыми, как и следовало ожидать,
стоят гиганты Boeing и Lockheed Martin. Именно эти компании сегодня связаны со строительством и обслуживанием
шаттлов.
НАСА планирует израсходовать около 5 млрд долл. на исследования в рамках программы Space Launch Initiative. Прежде
всего США решили в принципе отказаться от полностью многоразовых систем, самолетов-разгонщиков и космических аппаратов,
способных стартовать с обычных аэродромов. Причина не только в авариях шаттлов, но и в экономичности и надежности
российских одноразовых кораблей "Союз". В частности, на американских специалистов произвела большое впечатление
посадка в нештатном режиме корабля "Союз-ТМА-2" в мае 2003 года, когда машина сорвалась с управляемого на баллистический
спуск, но доказала высокую устойчивость. Николая Бударина и Кеннета Бауэрсокса, которые приземлились в 500 км
от
назначенного места и испытали 8-кратную перегрузку, пришлось выносить из спускаемой капсулы на руках, но опасений
за жизнь космонавтов, которых страховала парашютная система, не возникало.
Американские конструкторы все больше склоняются к некоему гибриду родного шаттла и российского "Союза". Orbital
Space Plane, который создается Lockheed Martin в кооперации с уважаемыми Northrop Grumman и Orbital Sciences,
-
это крылатая капсула, рассчитанная на экипаж из 4-5 человек. Капсула стартует в космос при помощи ракет среднего
класса. Новое для американской ракетной техники то, что в проекте предусмотрен отказ от традиционных твердотопливных
ускорителей, которые, по многим версиям, стали причиной гибели "Челленджера" в 1986 году и "Колумбии" в 2003 году.
Второй вариант - выход космического корабля в верхние слои атмосферы на спине большого самолета мощностью сродни
стратегическому бомбардировщику, который затем возвращается на аэродром. Обе схемы откровением не являются и подробно
обсчитаны в том числе и российскими инженерами. Многие эксперты считают, что возвращаемые носители будут дешевле
сбрасываемых, которых к тому же стало так много, что они засоряют окрестные земли.
В обоих вариантах космический корабль будет в 4-5 раз меньше нынешнего шаттла, но сохранит за счет небольших крыльев
возможность для широкого маневра в верхних слоях атмосферы. Это жесткое требование НАСА, которое считает необходимым
обеспечить доставку заболевшего астронавта с МКС в американский госпиталь в течение суток, когда нельзя ждать
нужного
наклонения орбиты. Однако площадь крыльев слишком мала для снижения в плотной атмосфере. Приземление на заключительном
этапе будет осуществляться по российской схеме на парашюте.
Компания Boeing продвигает легкий орбитальный самолет X-37, который выводится на орбиту с помощью сбрасываемой
ракеты-носителя. В общих чертах этот проект OSP напоминает вариант конкурентов, что неудивительно, поскольку экзотических
идей много, но оптимальные можно перечесть по пальцам одной руки. Х-37 - наследник программы Х-33, на которую
ушли
огромные суммы - около 1 млрд долл. Ожидалось, что его запуск будет обходиться на 90% дешевле запуска шаттла,
поскольку
взлетать он должен был самостоятельно - без ракет-носителей. X-33 должен был разгоняться до скорости в 18 раз
выше
скорости звука. Однако программа провалилась: на испытаниях в 1999 году топливные баки (опять баки!) рванули.
В
2001 году программа Х-33 была закрыта. X-37 скромнее прародителя и будет стартовать с помощью ракет-носителей.
НАСА предполагает построить новый аппарат к 2008-2010 гг., после чего он заменит российские "Союзы-ТМА", которые
пока доставляют экипажи на МКС и служат кораблями-спасателями. С новым американским кораблем будет состыкован
сервисный
модуль с топливом и небольшими ракетными двигателями. Его задача - маневрирование и стыковка с космической станцией.
В перспективе - замена модуля на более крупный, что позволит замахнуться на далекие рейсы. В том числе, как указал
президент Дж. Буш, к Луне и Марсу.
Сегодня стоимость доставки 1 кг на орбиту на шаттлах достигает 20 тысяч долл. Новые корабли, по расчетам американских
специалистов, позволят снизить стоимость выведения 1 кг груза в 10 раз. Кроме того, НАСА предполагает качественно
повысить безопасность космических полетов. В настоящее время вероятность гибели корабля составляет 1:250-1:500.
Космические корабли следующего поколения должны снизить эту характеристику до 1:10000.
Шаттлы нарушили все гарантии
За всю историю космических полетов трагедией закончились 4 старта - два наших и два американских. В 1967 году
на
корабле "Союз-1" погиб Комаров, в 1971 году на "Союзе-11" погибли Добровольский, Волков и Пацаев. В 1986 году
взорвался
"Челленджер" с 7 астронавтами, в 2003 году погибла "Колумбия" с экипажем из 7 человек. Всего - 18 жертв, четверо
наших соотечественников и 14 американцев.
Наш "Союз" в различных модификациях стартовал в космос 93 раза, американские шаттлы - 113 раз. Ресурс шаттлов
-
100 полетов или 10 лет службы. "Колумбия" совершила за 22 года 28 полетов. После гибели двух шаттлов на земном
приколе находятся еще три корабля - "Атлантис" (18 лет и 26 полетов),"Индевор" (11 лет и 19 полетов) и "Дискавери"
(19 лет и 30 полетов). Еще один корабль - "Энтерпрайз" в космос никогда не летал и использовался для земных и
атмосферных
испытаний.
Сергей ЛЕСКОВ
|